Зарядное устройство для светодиодного фонаря

Мой папа снова стал жертвой китайской электронной промышленности. На этот раз у него погиб светодиодный фонарь. Просто тихо и мирно в один прекрасный день не включился. Фото взято из интернета а не с моего конкретного экземпляра, но смысл от этого не страдает:

Вскрытие показало что мы имеем дело с очередным “шедевром” китайской инженерной мысли. Все предельно просто до убогости. Пленочный конденсатор в разрыв провода 220в, диодный мост и резистор 0.25вт. Замечательное зарядное устройство, последствия применения которого для аккумулятора вполне очевидны.

Так видать было и здесь. Аккумулятор хоть и имел в остатке около 4.5в на клеммах, но внутреннее сопротивление увеличил настолько, что даже светодиод не загорался. С аккумулятором проблем не возникло, особенно учитывая мой основной род деятельности – компьютерные железки. Подошел кислотный (гелевый) герметичный 6в 4 А.Ч. от мелких ИБП – такие еще на китайских мопедах попадаются.

Ну мы, радиолюбители, естественно люди не то чтобы жадные, просто рука как-то не поднялась выбрасывать такой шикарный корпус с уже готовой оптикой . Тем более что аккумулятор то нашелся… Было решено сделать самодельный источник питания с контроллером заряда. Дело в общем то нехитрое для пары ОУ или компаратора и ключа на транзисторе, да вот только заряжать хотелось во-первых правильно – импульсным током, во-вторых хотелось еще иметь какой-то индикатор как зарядки, так и разрядки батареи. А это уже на трех деталях собрать не получится. Потому инженерная мысль опять вернулась к микроконтроллеру. И смешно уже – куда не плюнь – везде микроконтроллеры. Но с другой стороны важен результат. Ведь если отбросить собственно источник питания – схема получается весьма простенькая и удобная. Собственно схема:

clt_schematics

Серым цветом выделены внутренности фонаря. LED 1 подразумевает в моем случае модуль из восьми светодиодов. Касаемо источника питания мне сложно что-либо добавить. Классическая схема ИБП топологии flyback c применение микросхемы ШИМ FSDM311. Здесь вы вольны использовать все что угодно, важно знать что для зарядки подобного аккумулятора блок питания должен обеспечивать напряжение 10…11в и ток до 0.5А Микроконтроллер выполняет две функции – собственно зарядного устройства с контролем напряжения на аккумуляторе через порт АЦП PB4 (3-я ножка) и выходом управляющим ключом на транзисторах  T1 T2 – PB0 (5-я ножка). Также значение напряжения полученное с PB4 используется для отображения состояния аккумулятора и режима работы через двухцветный светодиод (6-7 ножки МК). Режим работы определяется по состоянию порта PB3 (2-я ножка) – логическая “1” соответствует наличию основного питания и сигнализирует МК о том что аккумулятор в случае надобности можно заряжать. Это соответствует зеленому цвету светодиода. Когда же внешний источник отключен, включен фонарь замыканием переключателем S1 контроллер запитан через цепочку D6 R8 D7 и на входе PB3 будет логический “0”. В этом случается констатируется факт разрядки аккумулятора и светодиод отображает данные красным цветом, т.е. является индикатором разряда аккумулятора.

Алгоритм работы таков. При включении устройство переходит в режим зарядки. Зарядка происходит импульсным током (меандр) с частотой порядка 130гц. Это полезно для аккумуляторов. Аккумулятор заряжается до напряжения 7.3 вольта и зарядка прекращается. По факту окончания зарядки непрерывно загорается зеленый светодиод. Остановка зарядки происходит с задержкой в несколько секунд во избежание случайного сбоя в измерениях АЦП. Далее происходит процесс естественного саморазряда и разряда через делитель АЦП. Ток очень маленький, ненамного больше саморазряда. По достижении напряжения 6в запускается процесс зарядки. Здесь хотел бы отметить две детали: по достижении заряда и медленном саморазряде до установленного уровня светодиод остается гореть зеленым несмотря на уменьшающиеся вольты. Так я посчитал более логичным. Не моргать же зеленым светодиодом когда процесс зарядки на самом деле не идет? И второе: повторное включение-выключение от сети запустит зарядку даже при значении 6.2в. Так тоже логичнее. Примерный ток заряда выбирается сопротивлением резистора R9. Ток в начале и конце заряда будет конечно немного разный, но не грандиозно. Также потому как ток заряда носит импульсный характер в его стабилизации я не вижу никакого смысла. Как вы уже поняли состояние работы отображается разными цветами. Степень зарядки аккумулятора отображают разные “моргания” светодиодов. Их значения можно посмотреть в следующей таблице:

Светодиод

Красный (разрядка)

Зеленый (зарядка)

Горит непрерывно

полностью разряжен

менее 5.1в

заряжен — зарядка отключена

более 7.3в

Быстро моргает

сильно разряжен

менее 5.6в

заряжается — почти заряжен

более 6.5в

Медленно моргает

умеренно разряжен

менее 6в

заряжается — основная стадия

более 5.8в

Прерывисто моргает

достаточно заряжен

более 6в

заряжается — начальная стадия

менее 5.8в

Также есть еще два порога для “аварийного” режима – минимальный и максимальный – 1в и 9в соответственно. Наличие такого напряжения говорит о вышедшем из строя или отсутствующем аккумуляторе и / или транзисторе T1. Такой режим индицируется быстрым миганием разных цветов.  Для особо въедливых добавлю, что в режиме заряда измерения АЦП происходят в момент закрытого ключа T1T2.

У меня все собрано на одной плате 86×70мм. Для тех кого заинтересует конструкция в полном объеме внизу найдете и печатную плату. Налаживание заключается в проверке и в случае необходимости подгонке резисторов делителя R13 R17. Для этого отключают аккумулятор и ключ T1, вместо аккумулятора подключают регулируемый блок питания с напряжением равным напряжению окончания заряда (7.3вольта в данном случае). Далее вместо R13 впаивают переменный резистор номиналом процентов на 20-50 больше расчетного и начинают уменьшать сопротивление с максимального до момента когда резистор загорится. Сопротивление переменного резистора в момент перехода из режима в режим и будет равно искомому сопротивлению R13.

Для тех кто не согласен с параметрами значений напряжений в таблице или кто-то захочет адаптировать зарядное устройство для других аккумуляторов выкладываю исходник. Константы значений АЦП вынесены в отдельный файл voltages.txt – его описание внутри cамого файла. Пошаговая инструкция:

1. Пересчитываем делитель R13 R17. Для этого устанавливаем для себя максимально возможное напряжение измерения. Например 17в для 12вольтовых аккумуляторов и приводим его значение к 1.1в. За нюансами сюда.

2. Качаем и разархивируем исходник. Открываем и редактируем файл voltages.txt Вписываем туда значения АЦП для каждого режима. Например – Umax = 17в, U = 12в. Umax/U=1024/x Соответственно x = (U*1024) / Umax = 723 – школьная математика. X это и есть искомое значение АЦП для 12в при максимальном значении на входе АЦП 17в.

3. Качаем и устанавливаем и запускаем AVR Studio 4 отсюда.

4. После того как вы закончили с константами – открываем из AVR Studio файл с расширением aps. Жмем F7. Все! Проект откомпилирован. Фактом успешного завершения процесса будет появление файла с расширением hex. Его то мы и зашиваем в контроллер.

5. Естественно в случае надобности изменяем питающие напряжения и возможно ключи управляющие зарядкой под свои цели.

Таким образом данный проект может быть использован для зарядки практически любых аккумуляторов кроме, разве что литиевых. Упрощенная схема пригодная для встраивания в другие устройства могла бы выглядеть так:

Из конструктивных особенностей хотел бы отметить: двухцветный светодиод может быть трехногий с общим катодом на земле, но тогда между шестой ногой МК и светодиодом надо добавить еще один резистор 330 ом. Резистор R8 и стабилитрон D7 лучше применить мощностью 0.5вт, в случае увеличения напряжения питания R8 тоже стоит пропорционально увеличить. R9 применять мощностью не менее 2вт. Транзистор T1 – любой подходящий с коэффициентом усиления не менее 50-70. Намоточные данные трансформатора блока питания таковы: феррит типоразмера EE25 из материала N87 либо аналогичного (CF138, CF139, P3, P4), первичная обмотка 133 витка провода 0.18…0.25, вторичная обмотка 16витков провода 2x (два провода параллельно) 0.45…0.5мм, дополнительная обмотка – 21 виток провода 0.15…0.18мм. Воздушный зазор 0.5мм. Для контроля – индуктивность первичной обмотки должна составить 1,56мГн.

Примерно так выглядит смонтированное устройство:

Ну и на закуску как всегда установки фуз-битов МК:

Файлы:
Схема в SPlan 7
Печатная плата в Spint Layout 5
Архив с исходниками
Прошивка

71 коментар до “Зарядное устройство для светодиодного фонаря

  1. Отличная статья, обязательно повторю для фонаря отца. Ибо один аккумулятор “китайская” зарядка уже приговорила 🙁

  2. У меня возникло несколько вопросов, в частности на схеме не указаны некоторые детали которые присутствуют на плате. Это стабилитрон на 18v и еще одна TL431. Вот скриншот с отмеченными элементами http://uaimage.com/image/d4f9f8a1

    • Слева – да, это действительно стабилитрон. Можно не ставить все будет работать и без него. А справа это не TL431 а 78L05. От большой лени элементы при рисовании платы добавляются не новые, а копируются старые, а вместе с ними и названия. Увы, все такие мелочи перед “отправкой в печать” не усмотришь…

      • Спасибо, тогда буду собирать дальше 🙂 Только у меня страх перед намоткой трансформатора, боюсь намудрить с фазировками катушек.

  3. Собрал пока источник питания, но он не хочет работать. Вернее напряжение на выходе появляется лишь когда конденсатор C1 разрядится до напряжения 200 вольт. Напряжения вроде все присутствуют, на конденсаторе C1 300 вольт, на 2-м выводе FSDM напряжение скачет от 7,2 до 8,4 вольта на выходе вторичной обмотки 3 вольта. Подскажите пожалуйста в чем может быть моя ошибка?

    • Причин для такого поведения масса. Вот некоторые из них:
      1. Ошибка фазировки обмотки питания FSDM311.
      2. Ошибки монтажа цепей питания FSDM311 – R2 C4 D5
      3. Ошибки монтажа цепей ОС – OC1, R3, R4, R7, IC2. Детали ОС умышленно перечисляю не все, а те на которые стОит обратить внимание.

      Для начала внимательно проверьте монтаж и номиналы вышеуказанных цепей и если хоть немного сомневаетесь в намотке трансформатора – поменяйте местами выводы обмотки питания FSDM311

      • Спасибо за советы, но ничего не помогает.
        1. Может я не правильно намотал саму обмотку, т.к. на ней напряжение не поднимается более 8,5 вольт. Наматываю импульсный транс форматом впервые, почитал много статей и примеров по намотке, в принципе ничего нового по сравнению с намоткой обычных транформаторов не увидел. Саму обмотку мотал сразу после первичной, изолировав их от возможного замыкания, обмотка моталась по всей ширине сердечника а вторичная обмотка намотана самой последней.
        2. Цепь питания была проверена несколько раз.
        3. Цепь обратной связи проверил, она работает без нареканий. Для проверки на катод диода D1 подал 10 вольт от другого источника питания и проверил состояние перехода К-Э опто пары ОС1.

        • Довольно сложно заочно определить глюк… Порядок намотки обмоток конечно же может повлиять на КПД и нагрев трансформатора в частности, но вряд ли на работоспособность устройства в целом. Я так и не услышал от Вас пробовали ли перефазировать обмотку питания ШИМ. Еще, кстати, возможен вариант срабатывания токовой защиты самой FSDM311 в случае ухода феррита в насыщение из-за существенно увеличенной индуктивности (малого воздушного зазора). Вы выдержали расчетный зазор 0.5мм? А еще бы лучше конечно померять индуктивность первичной обмотки. Она должна получиться около 1.5мГн.

          • Мне все пока никак не удалось запустить блок питания, все Ваши советы проверил:
            1. Сердечник (http://aliot.com.ua/radio.php?item=27639&cat=24903) и каркас трансформатора (http://aliot.com.ua/radio.php?item=24911&cat=24903) покупал у Вас на сайте, как я понимаю у этого сердечника уже присутствует зазор 0.5 мм и дополнительного делать не надо.
            2. Трансформатор перемотан как минимум 5 раз, сегодня снова намотал на новом каркасе, индуктивность первичной обмотки 1,576 мГн.
            3. Поставил новую FSDM311.
            4. Блок питания нагружен 12 вольтовой лампочкой с рабочим током 40 мА и по прежнему не запускается, только по мере разрядки входного конденсатора после отключения от сети, лампочка начинает тускло моргать.
            Если честно то я уже совсем запутался, прочитал массу разных способов намотки трансформаторов, все делал исключительно по Вашей инструкции. Прошу помощи, ну очень хочу сделать это устройство.

            • С индуктивностью все нормально…. Или какая то беда с обратной связью (оптрон, TL-ka) и т.д. или все таки путаница с фазировкой. Предлагаю не сильно вдаваясь в научные тонкости просто попробовать все варианты подключения вторичной и питающей ШИМ обмоток. Две обмотки – четыре варианта, один уже известно, что не работает. Осталось всего три (меняйте местами провода обмоток). Сгореть ничего не должно.

  4. Почему установки фуз-битов МК в прошивке и описании не совпадают? Какие действительны (чтобы не экспериментировать).Спасибо!

  5. Андрей.
    Не пойму на чем написана программа? Я только учусь. Можно ли добавить таймер скажем на 10 – 15
    часов. Например: При падении напряжения включается таймер на 5 ноге включая зарядку. По окончании времени зарядка отключится. Это для резервного питания на пальчиковых аккумуляторах.
    Ответь пожалуйста.

  6. Я хочу применить полевик в схеме вместо ключа на двух транзисторах. Можно инвертировать выдачу сигнала на 5 ножке т.е. cделать -? Cам мог бы переделать код,но вот на си пишу и асм не знаю вообще.

    • Инвертирование не поможет. У p-канального полевика на затворе будет чередоваться 0в–>5в, при том что на истоке будет 10в, т.е. он будет всегда открыт. По уму нужно бы переводить порт в Z-состояние, или на вход, но тогда на вход будет попадать 10в через резистор между затвором и истоком. Потому имеет смысл оставить в покое ключ сразу после МК, а просто поставить p-канальный полевик вместо p-n-p транзистора. Или я что-то не так понял?

  7. у вас же шим? я хочу управление сделать наподобие как у rgb светодиодной ленты через ключи.там 12в а у контроллера на выходе 5в.

    • Здесь не ШИМ а меандр (фиксированный Duty Cycle 50%), для зарядки аккумулятора импульсным током. Что не меняет сути работы полевого транзистора. Правильнее все таки делать как здесь. Как я уже и говорил ставьте вместо T1 P-канальный полевик, R12 можно увеличить килоом до 2-3, R16 и вовсе выкинуть.

  8. хорошо. я тоже склоняюсь уже к неизменности схемы.хотел уменьшить печатку так сказать.А можно переделать прошивку под двухцветный светодиод? у него один минус в центре и 2 плюса. Планирую этот светодиод вынести наружу через отверстие в фонаре. Два светодиода как то не очень красиво получаеться.

    • Не понял где Вы два светодиода увидели. Это двухцветный светодиод, состоит из двух встречно-параллельных светодиодов, имеет две ноги. Вот например: http://www.aliot.com.ua/radio.php?item=26627&cat=14642
      Хотите ставьте трехногий с общим катодом, все будет работать, только плата будет _сложнее_ на одно отверстие.

  9. Всё согласно выше изложенной схеме. Там кстати батарея на 6v должна быть вместо 12 вольтовой. Два светодиода в одном корпусе и с двумя ногами я признаться первый раз вижу. Спасибо вам за тех.консультацию и успехов в вашем творчестве.

  10. Собрал только зарядное устройство, в двух экземплярах, для 6-ти вольтового аккумулятора заработало всё сразу, за что большое спасибо. Запитал от 12-ти вольтового источника, мигание светодиода при зарядке немного не соответствует таблице, у меня после быстрого мигания, начинает мигать прерывисто, а потом зарядка прекращается и светодиод светит непрерывно, на обоих платах так. Криминала в этом нет, аккумулятор не перезарядится, не пойму от чего так, может из-за 12 вольт вместо 10?

    • Еще один мистер “не люблю микроконтроллеры”…. Да делайте конечно, как Вам душе угодно. Только вот тот вариант не реализует трехуровневый индикатор заряда / разряда, импульсную зарядку и что самое интересно – если подойти к вопросу исключительно с финансовой стороны – как минимум не дешевле. А вообще скажу Вам так – не нравятся микроконтроллеры – нечего делать на сайтах им посвященным.

      • Ну, “любовь бывает трёх видов” и МК там нет 🙂 Мне не нравится когда при помощи МК гвозди забивают, а так, это хорошая вещь, поэтому и интересуюсь ими. А импульсная зарядка свинцовых АКБ спорный вопрос, почему до сих пор все автомобили заряжают АКБ постоянным током, а не импульсным?

        • Есть промышленные зарядные устройства как для зарядки импульсным током, так и постоянным. Постоянным чаще – потому что проще. Заряжайте чем хотите и как хотите. Как только это относится к данному устройству? Нравится на ОУ – делайте на ОУ.

  11. Скажите возможно вести в схему отключение нагрузки при достижении 10 вольт при работе от аккумулятора.

  12. Нафига мудрить всякие микросхемные зарядки когда все просто:есть адаптеры на 7.5 вольт как раз для зарядки таких батарей

    • Не совсем ясно к чему такой комментарий. Как говорится не нравится – проходите мимо. Хотя если таки интересует вопрос зачем нужны “всякие микросхемные зарядки” – отвечу. Для правильной и дозированной зарядки и удобной, человекопонятной индикации происходящего процесса. А “адаптер на 7.5 вольт” – это как правило трансформаторный китаец и там 7.5 вольт только при нагрузке в 500 ма (к примеру), а при нагрузке меньше – вольт больше. И как показала практика – мрут аккумуляторы с такими “зарядными устройствами” в разы быстрее. Не верите мне – поизучайте схемотехнику каких-нибудь более менее приличных бесперебойников (типа уважаемой APC), там по окончанию заряда – аккумулятор отключается от источника тока и следит за всем этим микроконтроллер. Ну хотя кому попроще, то да – на базар за адаптером (назовем его так, хотя это блок питания).

  13. Вы правильно обосновали ответ Эдуарду , беречь аккумулятор и всё такое, Но почему-же тогда вы не сделали нормальную схему питаноя светодиода(-ов), flay-back или step-down какойнибудь…Борьба с КПД -тоже сбережет Аккум 🙂

    • “…Борьба с КПД -тоже сбережет Аккум…” – это вряд ли, сами то хоть вдумайтесь в то что написали…
      “…Но почему-же тогда вы не сделали нормальную схему питаноя светодиода(-ов…” А кто сказал что я не сделал? Источник света на схеме выглядит довольно схематично (т.е. условно), также существуют такие фонари но с лампочками. Зачем запутывать собирающего еще и специфическим драйвером? Статья то о зарядном устройстве по сути. А что и как Вы питаете от этой конструкции – дело сугубо индивидуальное.

  14. Доброго вечера elektra. Есть вопрос.есть заводской имп блок питание 12в-1200ма и есть не давно собирал на ТОР214 работает прекрасно но выходное делал на 12в не сложно отмотать при не обходимости до 10в ток держит до 2.5А.или здесь не так важен что 10-12 в. спасибо с/у юра

    • Здравствуйте, Юрий! Вполне подойдут оба. При необходимости подберете R9 для получения необходимого тока заряда.

  15. Объясните подробнее метод расчета констант. Хочу сделать зарядку для 12-вольтового аккума DT12022 (12V, 2.2Ah). Я ничего не понял из вашего описания. Даже при беглом взгляде на файл voltages.txt видно, что все константы – это умноженные на 100 значения напряжений из таблицы в статье. По описанному вами методу “школьной математики”, для вашей же схемы для 6-вольтового аккумулятора получается, например, константа Vmax: x = (U*1024) / Umax = (6 * 1024)/7.3 = 842 (округлено), но никак не 730, которое вписано в voltages.txt. Или я чего-то не понял?

    P.S. Зарядку по вашей схеме для 6-вольтового аккумулятора уже собрал. Работает отлично.

    • Все верно у меня написано. Возможно Вы не так что-то поняли. Попробую объяснить другими словами.
      1. АЦП 10 бит, а значит померять более 10 в просто так (без пересчетов не выйдет). При делителе указанном в схеме Umax (верхний предел измерения АЦП) принят за 10в. Именно потому константы выглядят так просто и соразмерно напряжениям. 7.3в = 730 и т.д. Т.е. 10в = 1024 (грубо 1000) отсчета, 1в = 100, 2в = 200 и т.д.

      2. Если же нужно померять более 10 в, то тогда соответственно принимаем за Uмах(верхний предел = 1024 отсчета АЦП) 17в для 12в аккумулятора. Это может быть цифра и 18 и 19 и 25 и 45. 17 я выбрал исключительно из точки зрения рационального использования диапазона АЦП. Не забываем при этом пересчитать делитель R13 R17. Для 17в в эти номиналы составят 160к и 11к соответственно. Тогда соответственно при 17в на входе, на выходе будет 1.1в, а при 12в – 0,776в. 0,776в при образцовом напряжении 1.1в это 722 – значение АЦП. Теперь возьмите мою формулу, целевых 12в и Umax=17в под которые посчитан делитель…

      Судя по всему Вашей проблемой является то, что Вы немного не до конца вникнув в суть самой идеи приняли vmax из файла voltages.txt (который является напряжением окончания зарядки)за тот самый Umax из формулы. Согласен, немного созвучно, но в самом начале примера расчетов я писал так: “…Пересчитываем делитель R13 R17. Для этого устанавливаем для себя максимально возможное напряжение измерения. Например 17в для 12вольтовых аккумуляторов…”. Видимо просто пропустили…

      • Спасибо за ответ! Теперь понял.
        Вот файл voltages.txt с пересчитанными константами:

        ; Umax = 17V
        ;***********************************************************************
        ;———-значения порогов зарядного устройства —————–
        ; значение АЦП при котором прекращается зарядка
        .equ vmax = 879 ; 14,6V

        ; значение АЦП при котором возобновляется зарядка
        .equ vmin = 722 ; 12V

        ;***********************************************************************
        ;———–значения порогов зеленого светодиода (зарядка)——–
        ; значение АЦП выше которого зеленый светодиод будет гореть непрерывно
        ; как правило этот параметр должен совпадать с vmax
        .equ gledmax = 879 ; 14,6V

        ; значение АЦП выше которого зеленый светодиод будет быстро мигать
        .equ gledmid = 783 ; 13V

        ; значение АЦП выше которого зеленый светодиод будет медленно мигать
        ; ниже этого значения светодиод будет мигать прерывисто
        .equ gledmin = 699 ; 11,6V

        ;***********************************************************************
        ;———–значения порогов красного светодиода (разрядка)——-
        ; значение АЦП ниже которого красный светодиод будет гореть непрерывно
        .equ rledmax = 614 ; 10,2V

        ; значение АЦП ниже которого красный светодиод будет быстро мигать
        .equ rledmid = 675 ; 11,2V

        ; значение АЦП ниже которого красный светодиод будет медленно мигать
        ; выше этого значения светодиод будет мигать прерывисто
        .equ rledmin = 722 ; 12V

        ;***********************************************************************
        ;————значения порогов аварийного режима——————–
        ;значения АЦП выше, чем alarmh и ниже, чем alarml будут интерпретированы
        ; как “авария”. Имеет приоритет над прочими “светодидными” значениями.

        .equ alarmh = 963 ; 16V
        .equ alarml = 100

        Так должно быть верно. Симулировал схему в Протеусе – вроде пороги совпадают.

          • Доброй ночи eItctra. Будь те добры подскажите пожалуйста про фуз-битов.То есть там на картинке установленные галки это 1(прошито)или 0(не прошито) спасибо за ранее .с/у Юра

            • В том то вся и беда у атмела, что все по нормальной логике считают галочку логической единицей. На самом деле все наоборот (в т.ч. на моей картинке) – по стандарту Atmel – есть галочка – фуз равен нулю, нет – единице.

  16. Добрый вечер eIektra! Спасибо! В CODE SISION как раз как вы написали галка есть равен 0 прошито.Вот хотел прошить но не тут то было .Нажимаю скачать Прошивку а на экране выходят номера.Ну как бы не так как у всех .то есть не в папке как НЕХ. но я в таком плане даже без понятия как эти номера загнать в контроллер. Вы не смогли бы сделать в паке НЕХ. Иначе все пропало.Помогите пожалуйста очень прошу!!! с/у Юра. За ранее Спасибо!!!

  17. С добрым утром electra.Я наконец то собрал и проверил зарядное устройство.Просто прекрасно за что и хочу сказать СПАСИБО!!!за ваш прекрасный проект!Я конечно собрал отдельно без блока питания,а блок питания я собрал отдельно на TOP214 он у меня до 2.5 А тянет проверял.Так вот и решил сам ЗУ собрать прямо во внутр фонаря и так и сделал.А как все закончил вспомнил про делитель R13/R17.Так вот фонарь заряжен и если им долго не пользуемся происходит разряд через эти резисторы.Вот только не померил на мультике сколько же идет разряд.Вот с вязи с этим хотел с вами посоветоваться.Как вы думаете может все же делать платку по новой не во внутрь фонаря?Есть еще вопрос про двух цветного светика.Пробовал как вы описали с трехногим,и еще другой вариант одинарным светиком.Взял красный и зеленый и в параллельно как на схеме Анод с Катодом я ПРАВИЛЬНО сделал или нет?Так вот никакой разницы нет что с трех ногим ,что так.Когда проверял ЗУ АКБ был не давно заряжено .На АКБ 6.2 в.Так вот я хотел спросить про красный цвет светика.К примеру:Включил ЗУ в сеть АКБ пока не подключен подмигивает только зеленый,если в место АКБ провода держу рукой то тогда горят по переменно зеленый красный -правильно?В место АКБ подключал блок питание подал 08 вольта горят по переменно и при 1 вольте прекращается как описано.единственное не смог проверить по таблице как работаек красный светик,но это следующий раз как фонарь разрядится.Еще одно выходной диод очень прилично греется пробовал разные все так же :FR157/CT2A05/RU2H/LT749/1N5408/все греются.Вот я когда собирал имп блок питание там тоже грелись эти диоды. Потом я поставил SB540 и стало свои места еле еле теплый был. так вот и на ЗУ хочу поставить такой же .надеюсь что будет все порядке. Спасибо ВАМ еще раз. с/у Юра

    • 1. Касаемо R13/R17. Вспоминаем школу и закон ома. 6 вольт делим на 126000 ом. Получаем ток 50мкА. Думаю что это меньше, чем ток саморазряда подобного аккумулятора. Выводы делайте сами.
      2. Насчет светодиодов у Вас немного сумбурно написано… Но в целом вроде бы все правильно работает.
      3. Касаемо диодов… FR157 и RU2H – одноамперные и с очень большим натягом “быстрые” и должны были греться. 1N5408 и СT2A05 – это вообще выпрямительные диоды для 50 гц, им в импульсном блоке питания делать нечего. Кто такой LT749 – вообще непонятно. Для БП с частотой преобразования 100кгц (а у Вас такой) нужны хорошие ультрафасты (как минимум что-то типа HER208)или диоды Шоттки. Ваш SB540 таковым и является (Шоттки), хотя и по вольтам подходит впритык (если блок питания 12v).

  18. Добрый день elektra? На счет светодиода.У Вас по схеме двухцветный но два светика в одном корпусе так? А я взял простой светик один красный другой зеленый и соединил как на схеме. два светика параллельно анод с катодом.единственное отличие получается что не в одном корпусе.Да есть еще один вопрос такого характера:как можно использовать для зарядки КРОНЫ 9 вольтовый.Как интерн пишут что и надо заряжать до 12в,а здесь /// есть еще два порога для «аварийного» режима — минимальный и максимальный — 1в и 9в соответственно. Наличие такого напряжения говорит о вышедшем из строя или отсутствующем аккумуляторе и / или транзисторе T1. Такой режим индицируется быстрым миганием разных цветов///.как быть? с/у Юра

  19. Все замечательно, знаком с МК ,прошить смогу .. но вот вопрос .. если изначально брать питание схемы 12 Вольт зачем городить БЛОК ПИТАНИЕ в корпус фонарика. Ведь все равно зарядкой занимается МК и контролем и задает частоту импульсного заряда.. Мне кажется проще взять стабилизированный источник питания и подключать фонарик к мену .. а схема уменьшится в разы и трансформатор не придется мотать. А так работа очень зачетная и крутая .ради фонарика заморочится так это круто

    • Ну вообще-то батарея может сесть в том месте, где под рукой этого стабилизированного блока питания может не оказаться, хотя в общем Вы правы – источник питания конструктивно можно вынести отдельно – это дело вкуса.
      А насчет заморачиваться… Я неоднократно говорил что общее качество нашей жизни формируется из мелочей. Оглядитесь внимательно и посмотрите какими мелочами мы себя окружили. Нет я ничего не имею против китайцев – они трудолюбивая нация. Но такое впечатление как будто мы сделали два шага назад по сравнению с 90-ми. Двадцать лет назад нас окружали гораздо более технологичные мелочи (я не имею ввиду телефоны и компьютеры).

  20. Добрый день elektra.Вы так и не ответили. Значит не получиться заряжать 9 вольтовые кроны.(крона не простой батарей а АКБ) спасибо.

    • Здравствуйте, Юрий! Это Вы не читали или не хотели читать статью. Процесс пересчета на другое напряжение расписан там пошагово. Я замечательно заряжаю 9-вольтовый аккумулятор посредством этого проекта + повышающего преобразователя от USB.

  21. Переделываю фонарик как у автора статьи, но использую 4-ре 4-х ваттных диода + DC DC преобразователь + контроллер питания диодов, горит классно, теперь соберу часть авторской схемы на тиньке дабы не похоронить аккум от глубокого разряда.

    • Не надо ничего никуда “перегонять”, Александр. Там и так .hex Просто выберите второй кнопкой мыши “сохранить объект как”.

  22. Всем Доброго Вечера.Дорогие господа подскажите пожалуйста до какого напряжения можно заряжать 9 в крону? Благодарю за ранее!
    с/у Юра

  23. Здравствуйте! Прекрасная схемка. Подскажите мне пожалуйста, почему у меня не открывается Layout?.
    У меня стоит та же версия. Прошивка тоже не открылась.

    • Прошивка – второй кнопкой мыши –> “сохранить объект как” Честно говоря уже замахался повторять, это основы компьютерной грамотности. Layout старый, даже не новый 6-й, тут пожалуй ничем не помогу, у меня и у всех остальных все открывается.

  24. С прошивкой понял, сохранил, большое спасибо. А Layout у меня открывается как текстовый файл со множествами значками, может его надо открыть как-то по другому, посоветуйте, если конечно не надоело советовать таким умникам как я.

  25. Добрый день elektra.Первое что хотел посоветоваться.Есть АКБ 6 вольтовый от мотика ЯВА так вот он не гелиевый ,а свицово кислотный .Этот зарядник подходит для него ? с\у юра

  26. Добрый вечер elektra. Я на счет 6 вольтового АКБ для мотика.Оказалось что свой родной АКБ не 11 ,а 18А/Ч с этими транзисторами будет сковородка как быть .Во обще нет возможности сделать управление на ШИМ? с/у юра

    • Извините, но я не любитель телефонной связи, так уж сложилось… Пишите мне на почту: electra (at) aliot.com.ua

  27. FR107 и P6KE200 должны катодами соединяться, а не анодами)

    по такой схеме, сразу при открытии силового транзистора на первичной обмотек тра-ра, будет “курт шлёссен” 🙂

  28. Отличная штука!Холода наступят (время появится свободное), обязательно соберу для своего “шедевра”!
    73!

  29. Здравствуйте electra.
    Мне очень понравился Ваш проект, решил собрать себе тоже. Уже все сделал, спаял и настроил режим индикации. Но возникла проблема – не могу с ней разобраться: очень сильно греется сопротивление R9 3,3 Ом 2-х ватное. Блок питания у меня 12 вольтовый на 1,5А. подскажите как рассчитать токоограничивающий резистор на зарядку и какое напряжение должно быть на выходе диода D10 при не подключенном аккумуляторе. У меня без аккумулятора 8,8В и попеременно очень быстро мигает светодиод. Подключаю зарядить аккумулятор, резистор 3,3 Ом 2W кипяток. При этом напряжение на аккумуляторе 6,7В, ток зарядный 0,5А. Ставлю резистор 10 Ом 5W ток зарядки падает до 200мА, но резистор все равно очень горячий. Выходной транзистор VT1 все время холодный. Может у меня завышенное напряжение в холостую на выходе D10 и его надо как-то понизить до 7,3В.
    Подскажите пожалуйста как решить проблему.

Залишити коментар до Юрий Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *