Skip to content
 

Управление обогревом сидений в авто

Тема данной статьи конечно не под стать сезону, да и устройство – плод потраченных 30 минут перед сном. Но как минимум одному человеку оно уже пригодилось. В целом для обновления “застоя” на сайте вполне сойдет.

Итак как всегда небольшое вступление и размышления. Хорошее современное авто со встроенным обогревом сидений это конечно же хорошо и полезно для здоровья но есть не у всех. Гораздо более доступный вариант – покупка накидок со встроенным нагревателем. Ну или прочее “рукоделие”. Но тут как всегда начинаются “нюансы”… Первый и самый неприятный – все хорошее быстро забывается. То же самое могу сказать и за нагрев сидений – включив обогрев, мы потом просто банально забываем его выключить со всеми вытекающими. Второй момент – максимальный нагрев нужен не всегда, иногда достаточно погреть и вполсилы. Разумеется в свежекупленных накидках вам такого сервиса никто не предложит, а потому придется заниматься этим вопросом отдельно. Впрочем, ведь мы ничего не теряем. Я уверен, абсолютное большинство автолюбителей не ограничится втыканием питания обогревателя в разъем прикуривателя, а скорее всего захочет облагородить это все в виде постоянного прокладывания проводов и установке переключателя. Вот тут и пригодится эта разработка. По большому счету это может быть и необязательно обогрев сидений, а все что душе угодно подходящее по смыслу.

car_hcontrol_schematic

Схема как всегда – проще некуда. Бюджетный и обкатаный ATTINY13, обычный стабилизатор 7805 и распространенный IRLZ44. Одна кнопка, один двухцветный светодиод и одна настроечная перемычка (особо страждущие вместо нее могут поставить переключатель). Суть работы проста. При подаче питания ничего не происходит – устройство спит. При нажатии на кнопку включается нагрев “вполсилы” (ШИМ около 100гц с коэффициентом заполнения около 65%) и включается зеленый светодиод. Повторное нажатие без паузы, точнее с паузой <1c включит полный нагрев и красный светодиод, еще раз – зеленый, еще раз – снова красный. И так до бесконечности. Но стоит сделать хотя бы небольшую паузу – и повторное нажатие выключит нагрев. Также нагрев выключится автоматически через 10 или 20 минут, в зависимости от (не)установленной перемычки R4.

Вот пожалуй и все. Устройство пробовалось в железе, но только на макетной плате. Возможный вариант печатной платы в архиве в конце статьи. Светодиод можно заменить на двухцветный с тремя выводами и общим катодом на землю, но тогда нужно будет добавить еще один резистор симметрично R2, ну или просто поставить два светодиода. Для любителей поморочиться с фузами – неприятная новость. На новом контроллере фузы оставляем заводскими, по умолчанию. Если контроллер б.у. или вы не уверены, то так как на картинке:

 car_hcontrol_fuses

Файлы:
Схема, печатная плата, прошивка в одном архиве.

20 Comments

  1. memfispro сказав:

    Зачетно получился, собрал,установил в авто работаеть отлычно за это автору большое СПАСИБО И РЕСПЕКТ. Уважаемый автор немогли бы вы сделат прошивку без использование паузы ну чтобы всегда переключалься. С УВ.

    • electra сказав:

      А выключать как? Или по кругу недовкл —> вкл —> выкл? Могу конечно, но как по мне, и так хорошо. Основной довод – можно потянуться рукой и не отвлекаясь от дороги включишь точно. А если сделать по кругу можно понажимать лишнего и выключить.

  2. memfispro сказав:

    Алгоритм оставит тот же но без ограничение времени. Тоесть всегда можно было округлят.- вкл в 65%>> вкл в 100%>> и выкл.

  3. FDoich сказав:

    Мне друг недавно приносил подобную штуку, только на 25-й тиньке. Пионеры при сборке перепутали провода вход-выход, грело всё время на максимум, аж зад чуть не поджарил. Сделано в коробочке, немного больше спичечной. Управление тоже одной кнопкой и три светика. Два показывают мощность 25%,50%,75% ИЛИ 100%, а третий – контроль аккума, если подсевший, он мигает. Таймера нет правда. Переключение режимов по кругу, начинается с полной мощи. Можно Ваш девайс модифицировать по подобию такого?

    • electra сказав:

      Только вчера думал, что вот зима на носу, сейчас начнутся “модификации” этой поделки…. По сути:
      1. Attiny 25 для такой поделки – это жестко. Он же дорогой, специфический и достаточно редкий.
      2. В четырех градациях температуры не вижу никакого смысла. Честно. Полный нагрев и “эконом”. Все, достаточно. Вот ШИМ для эконом “под себя” подобрать – это да.
      3. Не очень пойму как организован контроль аккумулятора: всего пять ног свободных у МК. Ну либо применен внешний регистр. Ну да то бог с ним. Откровенно не вижу смысла “лепить” контроль аккумулятора в такое устройство. Нужно пользоваться либо штатным, либо уж встраивать человеческий вольтметр. Какой смысл если индикатор аккумулятора одновременно загорится на этом устройстве и на панели авто?
      Без обид, но такая модификация меня откровенно не заинтересовала. Считаю лишней тратой времени. Если хотите – пришлю исходник, там в самом вверху в константах в строке pwm_value = xxx можно будет поставить значение 0…255 для эконом режима, тем самым подобрав нагрев индивидуально. Ну а остальное уже на ассемблере по вкусу…

  4. Владислав сказав:

    Здравствуйте! А можно сделать так, чтобы было три уровня нагрева ( так-же по кругу), но на наименьшем (допустим 5-10%) не срабатывал бы таймер. То есть, если поставить маленький подогрев, он не будет выключаться по таймеру. Это было бы полезно для тех, у кого большие и плохо прогреваемые машины ( как у меня).
    Спасибо.
    И ещё просьба, если всё вышеизложенное возможно, попрошу у Вас исходник с возможностью подобрать уровни нагрева.

    • electra сказав:

      Теоретически возможно. Практически же придется по-новой макетировать устройство, а со свободным временем – увы не очень хорошо. Ну и буду с Вами откровенен до конца – энтузиазма не добавляет принадлежность Вашего IP к мягко говоря недружественной стране. Человек Вы может и хороший и даже допускаю, что относитесь к тем немногим 10-15% населения которые не поддерживают политику ВВХ, но согласитесь будет не совсем логично если я буду помогать человеку, соотечественники которого убивают моих соотечественников всего в каких-то 90 км от того места где живу я. Без обид.

  5. Владислав сказав:

    Без обид. Когда писал Вам, об этом аспекте не подумал (наверное нужно было).
    Вы мне с год назад помогали с исходником (таймер отключения нагрузки), но с ассемблером я так и не смог разобраться.
    А так, вы абсолютно правы.
    Успехов.

  6. Андрей сказав:

    Здравствуйте! Вы можете выслать исходник программы?

  7. Pasha сказав:

    Приветствую, респект за такую штучку !!! Если можно не могли бы вы выслать исходник.

  8. shvudkiy сказав:

    Добрый день Андрей. Подскажите пожалуйста как с Вами можно связаться. По поводу устройства на заказ.

    • electra сказав:

      Здравствуйте. Последнее время стараюсь не брать коммерческие заказы. Во первых основной работы очень много, во вторых заказчики последнее время уж больно безответственные попадаются… Но чем черт не шутит, может у Вас и что-то интересное – пишите сюда: electra собака aliot.com.ua

  9. Юрiй сказав:

    Доброго здоровья.
    Подскажите пожалуйста… Возможно ли заменить в схеме IRLZ на IRFZ? Последствия?

    • electra сказав:

      Можно. Самое плохое что может произойти – будет плохо открываться и греться. Ставьте, пробуйте температуру. Если все будет более-менее нормально – оставляйте, если будет сильно греться – придется искать что-нибудь LogicLevel, не обязательно IRLZ.

      • Юрiй сказав:

        Спасибо. Поставил, завелось, но времени на продолжительные испытания не хватает.Немного разгребу завалы и погоняю.

  10. Alexs сказав:

    Простите, конечно, но где здесь pwm (шим). Кроме реализации опроса кнопок и управления выходами с бесконечным циклом while ничего.

    • electra сказав:

      Опять протеус ничего не показывает? Беда… В железе собирайте. Есть там ШИМ. А вот “while” как раз нету. Только хардкор, только брутальный и беспощадный ассемблер.

      pwm_start:
      ldi r16,0b10000011
      out tccr0a,r16
      ldi r16,170
      out ocr0a,r16
      ret

      pwm_stop:
      clr r16
      out tccr0a,r16
      ret

  11. Ravil сказав:

    Андрей, добрый день!
    Можете выслать исходник прошивки, хочу переделать алгоритм нагрева 100% и только потом 60% и была мысль добавить контроль температуры через терморезистор

  12. Алексей сказав:

    День добрый! А исходник прошивки возможно у вас получить. А то обогрев руля сильно нагревается хотелосьбы поменять на 35% и 75%. Есть такая возможность? Спасибо

Leave a Reply